Исследования в области особоопасных инфекций

Электрофоретическое разделение яда гюрзы

Рис. 20.Сравнительная характеристика яда обыкнов. гадюки в зависимости от сроков содержания

Яд среднеазиатской гюрзы при электрофоретическом разделении обнаруживает восемь компонентов. Четыре из них продвигаются в сторону катода, четыре - к аноду. Исследованные образцы яда (через полгода, год и два с половиной года содержания змей в питомнике) не обнаруживают разницы ни по количеству полученных белковых компонентов, ни по концентрации белка в них. Разные образцы яда среднеазиатской гюрзы показывают одинаковые результаты электрофоретического разделения. результаты определения токсических свойств этого яда представлены в табл. 41. Из данных видно, что содержание среднеазиатских гюрз в условиях питомника сроком до двух лет не приводит к уменьшению токсиности добываемого от них яда. Токсичность резко снижается при содержании змей в клетках более этого срока. К этому же времени отмечается и изменение токсичности в зависимости от пола змей.

Биологиеские свойства яда кавказской гюрзы были изучены у свежеотловленных змей и содержавшихся в питомнике в течение двух лет. Так же, как и яд среднеазиатской гюрзы, все исследованные образцы дают стандартную картину электрофоретического разделения. Получено восемь электрофоретических фракций, четыре из которых продвигаются в сторону катода и четыре - к аноду. Изменений концентраций белка во фракциях не обнаружено. Токсические свойства ядов также претерпевают статистически недостоверные изменения при содержании змей в неволе в течение этого срока (рис. 21).

У эфы и щитомордника были испытаны образцы яда при содержании их в питомнике в течение рода (три, шесть месяцев и год). Исследования позволили отметить, что в течение этого срока яд змей не претерпевает каких-либо четких изменений ни в электрофоретической картине разделения, ни в токсичности испытанных проб. Электрофореграммы всех проб идентичны и разница их статистически не значима (рис. 22). Рис. 21. Сравнительная характеристика яда кавказской гюрзы в зависимости от сроков содержания в серпентарии

Таким образом, исследования показали, что биологические свойства некоторых ядов претерпевают изменения в результате длительного содержания змей в условиях неволи. Значительно снижаются токсические свойства. У яда кобры понижение токсичности наблюдается уже после полу» года содержания змей в неволе. Тенденция к понижению стабильна; даже через длительные сроки (два года) и остаются достаточно высокими, чем таковые у змей, толза ко что поступивших из природы. При описании биологии кобры отмечены черты характера змеи, не позволяющие ей легко привыкать к неволе и заставляющие сотрудников серпентария создавать для нее необычные условия. Возможно, сильные стрессовые реакции и приводят к снижения токсичности яда.

Яд гюрзы (среднеазиатской и кавказской) изменяет токсичесхие свойства только после двух лет содержания в питомнике. Учитывая, что в массе эти змеи живут в условиях клеточного содержания более двух лет, очевидно, именно они наиболее удобны в эксплуатации. Что касается мелких змей (гадюка, щитомордник, эфа), то нами исследования позволяют отметить, что содержание в серпентариях в течение года не отражается на свойствах их ядов.

Испытанные образцы относятся к ядам трех различных семейств - аспидовых (кобра), гадпковых (гадюка, гюрза, эфа) и греМечниковых (щитомордник), отличающих- ся среди прочих свойств и весом входящих в них белковых молекул. Самый низкомолекулярный яд у ас годовых» Резкие изменения токсичности яда кобры дают нам основания полагать, что белки меньшего молекулярного веса менее стабильны в измененных условиях среды обитания змей.

Но поскольку изменениям подвергается электрофоретическая картина белковых компонентов всех ядов, можно полагать, что смена условий обитания змей не приводит к коренным перестройкам структуры белковых молекул.

Беленький М. Л. Элементы количественной оценки фармакологического эффекта,Л.,1963.

Богданов О. П. К экологии песчаной эфы ( ecms oarinatus Sohn.); ИЗВ. АН УзССР, Ташкент, 5, 1950.

Богданов О. П. Фауна Узбекской ССР, Земноводные и пресмыкающиеся, т.1, Ташкент,Изд.АН УзССР, I960.

Богданов О. П. Пресмыкающиеся Туркмении, Ашхабад, Изд. АН ТуркмССР, 1962а.

Богданов О. П. Добыча змеиного яда электротоком, Природа, 19626, Ш 8.

Рис. 22. Сравнительная характеристика ядов песчаной эфы, обыкнов. щитомордника в зависимости от сроков содержания в неволе: 1 - свежеотловленные; 2 - три; 3 - шесть месяцев; 4 - год

Богданов О. П. Взятие яда у гюрзы Изв. АН ТаджССР, отд. биологич., 2(13), 1963.

Богданов О. П. Экология пресмыкающихся Средней Азии, Ташкент, Изд.Наука УзССР, 1965.

Богданов О. П. 3инякова М. П. О суточной активности гюрзы на хребте Нуратау,Зоол. ж., 1965, т.44, вып.II.

Брушко З. К. О размножении песчаной эфы в природе и неволе, Узб.биол.журн,3, 1968.

Брушко З. К. Содержание витамина А в печени ядовитых змей. В сб. Ядовитые животные Средней Азии и их яды, Ташкент, 1970.

Брушко З. К. Фомина М.И. Размножение степной гадюки. В сб. Ядовитые животные Средней Азии и их яды, Ташкент, 1970.

Давлятов Я. Д. Узбекский биологический журнал, 1963, № 3.

Даревский И. С. Сезонные изменения жировых тел и гонад у некоторых ящериц долины р. Араке в Армении. Зоол. журн., I960, т.39, вып.8.